Урона не избежать? Как проблемы «НОВАТЭКа» с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО

Компания «НОВАТЭК» приостановила из-за санкций и нехватки танкеров производство на проекте «Арктик СПГ-2».

Компания «НОВАТЭК» приостановила из-за санкций и нехватки танкеров производство на проекте «Арктик СПГ-2». Муксун.fm обсудил с экспертами, насколько сильно пострадает бюджет Ямала и как «НОВАТЭК» может решить проблемы с покупателями и отправкой первой партии груза.

Еще в  декабре прошлого года компания «НОВАТЭК» заявляла о  возможном форс-мажоре с  поставками сжиженного природного газа с  проекта «Арктик СПГ-2» из-за введенных в  ноябре санкций  США. Тогда сообщалось, что компания взяла паузу, чтобы разрешить проблему. Но, видимо, не  получилось.

В  начале апреля 2024  года стало известно, что «НОВАТЭК» приостановил производство на  проекте «Арктик СПГ-2». Как отмечает ряд изданий, основная проблема  — нехватка танкеров для перевозки сжиженного природного газа. На  этом фоне добыча газа на  «Арктик СПГ-2» в  январе и  феврале 2024  года резко снизилась и  составила 250  млн и  83  млн кубометров соответственно. Для сравнения: еще в  декабре добывалось 425  млн кубометров.

Пострадает  ли бюджет Ямала из-за остановки «Арктик СПГ-2»

На  Ямале «НОВАТЭК» реализует два проекта  — «Ямал СПГ» и  «Арктик СПГ-2». По  словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности РФ  Игоря Юшкова, оба проекта имеют колоссальные налоговые льготы, как в  федеральном бюджете, так и  в  региональном.

«На  СПГ нет налоговой пошлины, а  налог на  добычу полезных ископаемых „обнулёван“ на  12  лет или до  определенного накопленного объема добычи. Налог на  прибыль, на  имущество  — все либо обнулено, либо имеет льготные режимы. Поэтому, они итак платили  бы меньше в  региональный бюджет, но  сейчас либо будут платить еще меньше, либо пока и  вовсе не  будут выплачивать налоги. Для бюджета Ямала  — это не  сокращение доходов, это недополучение того, на  что бюджет мог рассчитывать»,  — считает Игорь Юшков.

Эксперт убежден, что пока речь идет про отсроченные выплаты, но  никак не  про сокращение дохода и  дефицит бюджета ЯНАО. Независимый аналитик Дмитрий Адамидов, наоборот, считает, что поводы для беспокойств есть.

«До  последнего времени проблем у  „НОВАТЭКа“ не  было. Были сильные налоговые льготы. Но  сейчас „НОВАТЭК“ входит в  такой период, в  котором он  никогда еще не  жил. Поэтому будет тяжело быстро перестроиться из-за санкций и  перебоев с  флотом. Думаю, в  будущем это все повлияет на  бюджет Ямала. Драматично не  будет, но  определенного урона стоит ждать. Но  это мы  почувствуем только через полгода, когда посмотрим насколько упадет выручка. Ведь газ  — это не  металл, когда можно взять кредит, держать на  складе и  ждать пока конъектура вырастет. Здесь это не  получится. Если на  рынке газа начнется дефицит, тогда, конечно, танкеры быстрей разблокируют, но  я  смотрю на  все происходящее пессимистично»,  — отметил Дмитрий Адамидов.

Он  предположил, что компания еще долгое время будет находится на  тех объемах добычи, до  которых ее  сократила.

Как «НОВАТЭК» может решить проблему с  поставкой СНГ

Эксперт Игорь Юшков предполагает, что сейчас единственный, кто может купить СПГ,  — это Китай. Но  доставлять груз по  Северному морскому пути долго и  дорого. Но, возможно, что «НОВАТЭК» решится на  нестандартные действия и  переправит СПГ танкерами, которые используются в  качестве плавучих газовых хранилищ.

«Возможно, что „НОВАТЭК“ дождется благоприятных условий работы на  Северном морском пути  — июль, август, сентябрь  — и  попытается вывезти груз под ледокольной проводкой танкерами, которые он  использует в  качестве плавучих хранилищ. Одно размещено в  Мурманске, другое  — на  Камчатке. Если совсем не  найдет танкеры, то  может их  использовать. Но  у  этих танкеров нет ледового класса, поэтому сможет провести груз и  хоть что-то получить с  продажи только тогда, когда меньше льда»,  — отмечает эксперт. Почему «НОВАТЭК» остался без танкеров и  где их  взять

Если нефтяники после введенных санкций смогли закупить Б/У-танкеры и  достаточно быстро решить проблемы с  поставками, то  у  газовиков все намного сложней. Газовозы дороже и  в  дефиците из-за высокой себестоимости.

Кроме этого, танкеров класса Arc7, которые могут проходить без ледокольной проводки по  Северному морскому пути и  которые нужны «НОВАТЭКу», фактически нет.

На  сегодняшний день танкеры класса Arc7 делают только две страны  — Южная Корея и  Китай. Еще была Япония, но  она отказалась от  их  выпуска. Известно, что «НОВАТЭК» еще в  2018  году заключил соглашение с  судостроительным комплексом «Звезда» на  строительство 15  газовозов, но  пока ни  один из  них не  достроен. Поскольку в  2022  году южнокорейские компании, которые работали со  «Звездой», вышли из  проекта.

Поэтому сейчас ведутся переговоры с  китайскими судостроителями. И  от  этих переговоров, по  мнению экспертов, будет зависеть будущее и  «Арктик СПГ-2», и  «НОВАТЭКа».

Ранее сообщалось, что «Сургутнефтегаз» резко снизил добычу газа. Аналитики полагают, что винить в  этом падении санкции не  стоит.

Читайте также: Обманутые дольщики из ХМАО до сих пор не могут получить жильё Пришла весна. Автозимники и ледовые переправы в ХМАО закрывают На неделю раньше срока ожидается ледоход в ХМАО Фото: Изображение Midjourney

Последние новости

Новые санкции против России и курс рубля

Эксперты предсказывают дальнейшее падение рубля из-за новых ограничений.

Спасение югорчанина в Когалыме

Медики борются за жизнь молодого человека, находящегося в коме.

Финансовые итоги работы УФНС Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2024 год

Обсуждены результаты работы и основные задачи до конца года.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Белебее, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *