Почему и чего боятся наши дети
Состояния возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением.
Состояния возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Страхи чаще проявляются у девочек. Распространенность достигает 90%. В большинстве случаев чувство страха исчезает самостоятельно.
Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой
Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии.
Страхи также возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка.
По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью, раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ, школьный период – социальные страхи.
Выделяют 6 основных причин страхов детского возраста:
Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься»).
Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза). В этом случае требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.
ВОЗРАСТНЫЕ СИМПТОМЫ
С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета.
В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет.
С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.
Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня.
Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.
С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).
У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.
ПОМОЩЬ
Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения.
Особенно важно правильно организовывать досуг ребенка, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, играм на свежем воздухе, а не «зависанию» его в гаджетах и виртуальным играм в одиночестве.
Если что-то не получается, тогда на помощь приходят специалисты – психологи, психотерапевты, психиатры. Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром.
Светлана Вохмянина,
врач-психотерапевт БУ «Няганская городская поликлиника»
Последние новости
Обновления в сфере здравоохранения Югры
Новые инициативы для улучшения медицинских услуг в регионе
Аттестация гражданских служащих в суде
В суде прошла аттестационная комиссия, оценивающая профессиональные навыки сотрудников.
Создание клуба предпринимателей в регионе
Клуб «Первое дело» начинает свою работу для поддержки молодежного предпринимательства.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией